О нас

В основу создания сайта положена идея общения с друзьями, земляками, одноклассниками, всеми теми, кому интересна история и география мест, в которых родились и выросли. За базу взят Клуб "Родные просторы - Индырь".

Учредительные документы клуба "Родные просторы - Индырь" не являются юридически зарегистрироваными и не содержат материалов коммерческой выгоды. Написаны в произвольной форме и предназначены для чтения людьми обладающими способностями воспринимать шутки и имеющими чувство юмора. При этом необходимо понимание, что в каждой шутке, есть доля шутки.

Все, что относится к клубу можно найти в учредительных документах, к которым относятся: Устав клуба и Гимн. У клуба есть свой Флаг и Герб.

Для просмотра Устава и Гимна кликните по ссылке:

Устав и Гимн

К названию Индырь

О КРЫМСКОТАТАРСКОМ СПОСОБЕ УБОРКИ ХЛЕБА.

(описание относится к 1847 году)

(...) Крымскотатарский способ уборки хлеба из всех простых—простейший. Всякий хлеб  преимущественно снимают косой. Большей части татар серп неизвестен (...) Редким из них известно и вязанье скошенного хлеба в снопы Слова настоящей статьи относятся к хозяйствам татар собственно и тем, которые ведутся с весьма незначительными отступлениями, по-татарски. (...) За косарями в одно и тоже время идет столько же человек сгребальщиков, которые сгребают скашиваемый хлеб в небольшие, равные одна другой, кучки, из коих почти каждая равняется половиной обыкновенного снопа. Из этих кучек топчут, в буквальном смысле слова, так называемые басымы: сгребальщик обыкновенно становится обеими ногами в центре кучки и начинает загребать края пучка в середку, втаптывая колосья внутрь басымы. На копну обыкновенно идет от 21 до 25 басым. Скошенный, стоптанный в басымы и сложенный в черени хлеб татары перевозят на арман (ток) и складывают в небольшие скирды тюбэ, а за тем, обыкновенно в сентябре, приступают к молотьбе. Для армана или индыря обыкновенно избирается твердое место, чаще кыртыш (целина). Величина индыря зависит от количества назначенного к молотьбе хлеба и средств экономии (возможностей хозяина — Ред.) в людях.и лошадях. В центре избранного места вбивают кол, к которому прикрепляют длинный канат или шнур, а к нему поводьями недоузков привязывают лошадей, чтобы крайняя лошадь, из числа привязанных к шнуру, шла по краям индыря. Лошадей гоняют сперва в одну сторону, потом в другую попеременно. Чтобы сделать избранное место способным для молотьбы хлеба, его смачивают водой, если перед этим не было хорошего дождя, и гоняют от 2 до 7 лошадей до тех пор, пока индырь не сделается достаточно гладким и твердым. От двух до трех дней после этой операции дают индырю сохнуть, а потом приступают к молотьбе. В лучших хозяйствах наблюдается следующий порядок: сперва армануют ячмень, для того, собственно, чтобы идущие от зерна длинные, тонкие усы могли, так сказать, удобрить арман; после ячменя следует красная пшеница, затем гирка токал-богдай, после гир-ки — арнаутка, наконец рожь, овес, лен, чечевица и просо. У большей части татар этот порядок не соблюдается: молотят что прежде подвернется под руку, между тем это необходимо, если хотят иметь зерно чище. Молотят лошадьми: на самый большой арман настилают от 15 до 25 копен череней, а на самый малый — от 5 до 8 копен хлеба. На первый арман необходимо не менее 7 лошадей и четырех человек рабочих для переворачивания и снятия соломы, кроме одного погонщика. При самой деятельной молотьбе, когда лошади хороши и рабочие не зевают, но чаще переворачивают солому, обыкновенно гоняют лошадей от 8 часов утра до 4 часов по-полудни; остальное время идет на то, чтобы смести зерно в одну или несколько куч, провеять (если погода благоприятствует), перемерить и ссыпать в мешки. Для обмолота ар-наутки и гирки требуется больше времени. Легче всего обмолачиваются просо, ячмень, рожь и лен. Работа постоянно происходит под открытым небом. Устраивать навесы (клуни) и тому подобное в татарскокрымских хозяйствах нет обыкновения. (...) Веялки, подобно другим земледельческим машинам, о которых так много пишут, татарам неизвестны и вряд ли скоро будут введены в употребление. Татары провеивают хлеб посредством беш-пармака (пяти-палечника). Это — род вил о пяти пальцах, в 1,5 четверти длины и в вершок ширины каждый, прибитых один подле другого в близком расстоянии на перекла-динке, в свою очередь прикрепленной к держалу, которое несколько длиннее держала обыкновенной деревянной лопаты. Даже эти последние не везде в употреблении. Как бы не благоприятствовал ветер, хлеб провеивается дурно. Провеянный хлеб подтачивают на решетах и ссыпают в шерстяные мешки (...).